|
ЕКТЕРИНЕНСКИЙ КОРПУС 1723 г. 1754 г, арх. Ф. Расстрелли примыкает к восточному флигелю Монплензира. |
|
К западному флигелю Монплезира, примыкает Екатериненский корпус - редкий образец перехода от раннего петровского барокко к пышному елизаветинскому. При Петре на его месте находились монплезирские огороды. Здание было возведено в 1747-1754 годах по проекту Б.Ф. Расстрелли, этот же архитектор пристроил к его западному фасаду Чайный домик на 24 комнаты, откуда Екатерина II 28 июня 1762 года тайно уехала в Петербург, где и возглавила заговор Дворцового переворота. Отсюда и название корпуса. Желтое, четырехугольное в плане, одноэтажное строение, поднятое на высоком цоколе, органично вписывается в ансамбль и в то же время, выделяется своей монументальностью. Углы здания акцентированы пилястрами с коринфскими капителями. Главный фасад, обращенный на восток, в Монплезирский садик, подчеркнут треугольным фронтоном и шестью пилястрами коринфского ордера. Западный и восточный фасад имеют 11 осей, южный, торцовый, выходящий к Малибанской аллее - 3. Перед входом со стороны садика устроено каменное крыльцо с ажурной решеткой в виде монограммы Елизаветы Петровны (корпус был создан в ее царствование) и короны. Похожее крыльцо установлено с южного торца. Большие, почти на всю плоскость стен, окна, обрамленные вычурными наличниками, контрастно противопоставлены классическому убранству интерьеров, переделанному в 1785 - 1800 годах Джакомо Кваренги, портрет которого изображен на стенде, посвященному истории корпуса, расположенному на переходе из западного монплезирского флигеля. В Екатериненском корпусе - 9 помещений: Зеленая гостинная,Желтый зал, Передняя, Подогревальня, Спальня, Кабинет Александра I, Проходная, Синяя гостинная,Угловая. Зеленая и Синяя гостинные, Желтый зал, Передняя, Спальня и Кабинет убраны со свойственными классицизму простотой и скромностью. Зеленая гостинная, поражает органичным сочитанием тускловатых зеленых стен, лепнины и умело выполненного гризайля - живописной иммитации мраморной скульптуры. Крылатые грифоны под потолком (вспоминается Банковский мостик у здания Ассигнационного банка в Петербурге, автором которого был тоже Кваренги. Кабинет Александра I - любимого внука Екатерины, на которого, минуя своего сына она писала завещание перед смертью. Бронзовые бюсты Александра, его жены Елизаветы Алексеевны, рабочий стол, на котором установлена модель обелиска на Бородинском поле.... Но центральное место занимает портрет отца Александра, императора Павла I, с самодовольной усмешкой, будто взирающего на новый век, из которого ему довелось прожить лишь несколько месяцев... Примыкающая к нему спальня тоже отображена ампирной (империя. франц) символикой: ножки алькова сделаны в ввиде египетских сфинксов. Особое место занимает Подогревальня. Посреди стоит белая, возведенная еще самим Расстрелли, квадратная печь с двенадцатью комфорками. Здесь разогревалась еда, поставляемая с Монплезирской кухни. В углу комнаты находилась двухмаршевая лестница, ведущая в подвал, где хранились "припасы к столу" и топка печи. Самый большой зал - это Желтый. Его плоскости обработаны парными пилястрами, между которыми помещены рельефные композиции, включающие в себя рельефные изображения античных ваз, завершающиеся медальоны с рельефной фигурой.Падуга зала декорирована лепной гирляндой, украшенной маскаронами. Над четырьямя дверями установлены рельефные аллегори Музыки, Трагедии, Мудрости, венчающую Архитектуру, Истории и Географии. Они были выполнены Ж. Рашеттом. На южной стене помещен гоббелен (французская шпалера, но изготовленная на широко известной тамошней мануфактуре "Гоббелен и Компания") "Петр, спасающий рыбаков во время бури на Ладожском озере", 4х4 м (если учесть, что 1 м ткался целый год, вот и подсчитайте). Петр, резко ухвативший руль, не похож на своего реального прототипа, а рыбаки явно исполнены под влиянием западного взгляда на русских - маленькие, чахлые, курносые, с красным носом. Полотно в течении долгого времени хранилось во Франции, и было подарено Александу I императором Людовиком XVIII. С потолка свисают семь люстр, выполненных из золоченного дерева, поэтому, несмотря на внышительные размеры, каждая весит лишь по нескольку килограмм. Но особую роль играют два стола - один длинный, другой - круглый столик на восьмь персон - уставленный знаменитым фарфором Гурьева, созданным в 1809 году. Этот зал использовался, как ассамблейный. В нем проводились выпускные вечера воспитанниц Екатериненского Института Благородных Девиц (Смольный). До революции Екатериненский корпус служил местом пребывания "высочайших особ", здесь проводились балы, ассамблеи, карточные вечера.... Во время войны фашисты подорвали его изнутри, всвязи с чем от прекрасного убранства ничего не осталось. И лишь 18 июля 1986 года павильон раскрыл свои двери для посетителей. Безвозвратно утрачен примыкающий к нему Чайный домик (на его месте сейчас зеленый газон и пруд перед ним. Но говорят, что со временем восстановят и эти памятники. |