|
|
|
Век XVIII стал первым и основопологающим столетием в истории Петродворца. Изначально он строился, не только как летняя императорская резиденция, но и как памятник победы русского народа зы выход в море. То многое, что было заложено еще при Петре, в последствии развивалось и обогащалось. В создание Петродворца принимали участие лучшие зодчие и мастера своего времени. Недаром, его называют "жемчужиной русского искусства", и пожалуй даже, мирового. Кроме того, редкая усадьба может похвастаться столь удачным пейзажем. Еще сам Петр определил Петродворец (до 1944 года он назывался Петергофом (петров двор. нем), как столицу фонтанов, столь обычных для регулярных парков того времени. И в тоже время, в их образ вносилось и свое, русское, что делало их особыми от их зарубежных прообразов. При Петре Петродворец строился и как триумфальный памятник победам в Северной войне и овладению Балтикой. На языке аллегорий восхвалялось мужество русских воинов, высмеевался позор шведских захватчиков. Первое упоминание о нем было еще до основания "попутных светлиц", 12 июня 1704 года, когда Петр писал о генерали Репнине "лежит болен в Поповой мызе", как тогда называлась эта местность. В походном журнале Петра за 1705 год упоминается о его "попутных светлицах" - деревянном доме на западном берегу Фабричного оврага этот день - 12 июля 1705 года (ровно год и тринадцать месяцев спустя после первой заметки) - до сих пор считается днем рождением города. Первый же деревянный дворец Птера I "при море и роще", что стоял внизу вполоть до 1770 годов (а значит, стал первой нижней постройкой) западнее Марли, существовал уже в 1708 году, так как 27 февраля Петр уже приказал Александру Кикину: "погребок сделать, у тех хоромец, что в Поповой мызе стоят"..... Однако, уже 25 мая 1711 года , Петр осматривает место будующей резиденции и назначить дело"фонтанов питергофскому строению". За год до этого, царь, окрыленный Полтавской победой, велел "строить забавные дома". Но работы откладываются до 1714 года, когда шведам нанесли поражение при Гангуте..... Но место будующей императорской резиденции уже было отмеряно 16 августа 1710 августа Ю. Шаховским.В те поры, южный берег финского залива был роздан во владение петровским сподвижником. к востоку от Нижнего парка с 1714 года, жил фельдмаршал. Я. Бюрс, а с запада в 1719 году поселился медик И. Блюментрост. Петр же назвал свою резиденцию Петергофом, что в переводе с немецкого означает петров двор. При Петре были Верхний сад и Нижний парк, а так же устроен самотечный водовод, не имеющий аналогов во всем мире. Вода сама, по свинцовым трубам, шла под уклон от ропшинских источников, расположенных в 22 верстах от резиденции, в то время, как в прочих европейских усадьбах приходилось использовать мощные насосы. При Петре над созданием Петергофа трудились многие всемирно известные зодчие - Ж. Леблон, Н. Микетти, И. Браунштейн, М. Земцов (работавший вплоть до 1740 года) , гидравлик П. Саулем (работавший до 1727 года), садовый мастер Л. Гарнехфельст (до 1728 года) и многие другие. В сохранившихся до наших дней их творениях трудно выявить индивидуальность - все сливалось в единое целое, к тому же сам Петр, являвшийся авторм многих идей, нередко вносил свои исправления, порою даже нарочно отходя от западного оригинала, который так стремились копировать иноземные зодчие. При Петре были созданы: основная планировка Верхнего сада и Нижнего парка, три пруда в Верхнем саду, где последствии поместили фонтаны, дворец с Большим каскадом и каналом, ставшим основной планировочной осью Нижнего парка, Аллею фонтанов, Большие партеры, фонтаны "Чаши", галереи - прообразы Воронихинских коллонад, фонтан "Адам" Руинный каскад (будующая "Шахматная гора"), фонтан "Пирамида", Оранжерея, Менажерия, Монплезирский ансмбль с пятью фонтанами, Песочный пруд (где устроят фонтан "Китовый", Марлинский ансамбль, Эрмитаж.... Официальный праздник открытия резиденции был 15 августа 17 23 года, хотя по хвалебным запискам иностанцев (к примеру, Фридриха Бергхольца, камеръюнкера, а впоследствии секретаря будующего зятя Петра, герцога Голштинского), следует, что еще за несколько лет до этого Петродворец представлял зрелище изумительное, неповторимое и впечатляющее.... Тем более, что в 1721 году (как раз к этому времени относятся записки Бергхольца) была окончена Северная война и Россия получила статус Империи) Петр умер в 1725 году. Последующие 5 лет в истории Петродворца малоизвестны. Дело в том, что за это время сменились два правителя, далеко не столь великие, как их предшественник. Так, в духлетнее царствование Екатерины I (1725-27), велись малые работы по довершению заложенных ансамблей. , в Нижнем парке, перед петровской оранжереей, поставили фонтан "Тритон", (арх. Т. Усов, прекративший работу после смерти императрицы). По проекту М. Земцова, игравшего при Петре весьма малую роль, за западной Фонтанной галереей устроили фонтан "Фаворитка", вскоре повторенный в Петербурге для Летнего сада, а так же против фонтана "Адам" поставили "Еву" - императрица, считавшая себя достойной продолжительницей петровских дел, воплотила себя в облике первой женщины на Земле. По проекту Земцова, создали Ассамблейный зал при Монплезире, атак же начали возводить дворец "Монкураж" для всесильного Меншикова, фактического правителя России. Большой участок, отведенный для него на месте Александрии, поглотил не одну усадьбу петровских времен, но хоромы так и не были достроены. 8 октября 1727 года Меншиков был сослан столь же влиятельным временщком - А. Долгоруким, состоявшим уже при новом императоре - Петре II. Светлейший князь не подумал, что новый правитель - новые порядки, а значит, спаивая императрицу для ослабления ее влияния, он укорачивает не только ее жизнь, но и срок своей безопастности. Ту же ошибку допустил и А. Долгорукий, эпоха которого (значительно более страшная, так как он в конце 1727 года перевел столицу в Москву, более чем на два года приведя Петербург и Петергоф в запустение) - длилась 3 года (1727-30). До переезда в Москву он имел дачу в Старом Петергофе, по соседству с владениями юного царя, для которого на месте нынешнего Сухого пруда по поректу военного инженера Б. Миниха была выстроена земляная крепость. Впоследствие она обветшала, и ее следы на планах XIX в отсутствуют. Далее наступает тяжелая эпоха правления Анны Ионовны (1730-40), названная "Бироновщиной". затронувший и Петергоф. В эти годы главными петергофскими архитектором стал М. Земцов с двумя помошниками - "заархитекторами" И. Бланком и И. Давыдовым. В это время были созданы 5 фонтанов Верхнего сада, какскады Золотая и Шахматная гора, обнесен первой баллюстрадой фонтан Пирамида построены служебные корпуса Монплезира, фонтан "Китовый", "Клоши", "Самсон",самсоновский водовом, кавалерские дома по Правленской улице. Будущие территории Александрии, Александрийского и Английского парка были превращены в зверинцы для императрицы - страстной охотницы. В царствование Елизаветы Петровны по проекту Б.Ф. Растрелли, был расширен Большой дворец, выстроенна монументальная ограда Верхнего сада, а к Монплезиру пристроен Елизаветинский (будущий Екатериненский Корпус) В царствование Екатиерины II по проекту Б. Фока от Марли была проведена Березовая аллея, по проекту Ю. Фельтена был устроен фонтан "Солнце", перестроена Гранильная фабрика. По замыслу Я. Алексеева была расширена Оранжерея. Были так же созданы фонтаны - шутихи "Елочки" и "Грибок". Согласно вновь введенному английскому стилю, подстрижка деревьев в парках прекратилась, были проведены новые "пейзажные" дорожки. Императрица создает себе отдельный Английский парк, с одноименным дворцом, выстроенным по проекту Д. Кваренги. Екатерина не любила Петродворец, но поддерживала его из искреннего уважения к его покойному основателю (будучи женщиной весьма умной и просвещенной, она понимала, как огромна была его роль). В царствование Павла I была расширена Марлинская аллея, фонтан "Пирамида" - окружен мраморной баллюстрадой, выстроны Террасные фонтаны, Воронихинские Колоннады, каменные Кавалерские дома, Эрмитажный каскад, каменная балюстрада Большого и Малого гротов, каменная стенка по восточной границе Нижнего парка. Павел чтил память своего покойного прадеда и любил его за его великие дела. |