|
ЛЬВИНЫЙ
(ЭРМИТАЖНЫЙ) Ар. А. Штакеншнейдер, 1854-57 гг. Между Марлинской и березовой аллеей |
|
Однако, еще Петр разработал принцип, по которому каждому дворцовому павильону должен был соответствовать каскад. Так, в 1720 году Н. Микетти исполнил проект "Моисеевой кашкады", которую должны были устроить на склоне, где сейчас стоит мраморная скамья - памятник. А перед ним - на месте Львиного каскада - фонтан Тритонов. Что ж обозначала фигура Моисея, иудейского пророка, выведшего свой народ из Египта? Быть может, его образ ассоциировался с самим Петром, который ценою своих реформ, вывел Россию из отсталости? Кто знает.... Ведь замысел не был реализован. Лишь 18 сентября1799 году последовал указ о создании нового каскада, но не на склоне, а на ровном месте (что было впервые за всю историю Петергофа) - там, где Петр планировал поставить фрнтан Тритонов. От Эмитажа провели одноименную аллею, выходющую углом к павильону, но зато ставшую поперечной осью Западной сати Нижнего парка. Новый каскад строился по проекту А. Воронихина, в створе проведенной им поперечной аллее, выходящей углом к Эрмитажу (сам повильон обращен наискось к Большим партерам). Работами руководил Ф. Броуэр, гидротехническое обородование обустроил Ф. Стрельников. В течение 2-х лет он назывался Павловским, вчесть тогдашнего императора, но летом 1801 года на нем установили двух бронзовых львов, сохранившихся и поныне, несмотря на дальнейшую перестройку. С тех пор пошло официальное наименование "Львинный",когда как до середины XIX в - его называли и Эрмитажным за соседство с петровским павильоном В 1805 году каскад пополнился 8 вазами из тивидийского мрамора, выполненных по рисункам самого Воронихина. Эрмитажный каскад имел два уступа и прямоугнольный бассейн, по сторонам которого поставили 8 фонтанирующих ваз (которые, по одной из версий, были высеченны из пудостского известняка, как и облицовка всего каскада. По сторонам уступов стояли две мраморные статуи (сразу же замененные львами, выполненными по модели И. Прокофьева). Дно выложили светлыми мпутиловскими плитами. Однако, новый каскад простоял недолго. Уже в начале 1850-х годов, он так обветшал, что его разобрали, решив выстроить заново. В июне 1853 года, был предоставлен проект А. Штакеншнейдера. Новый каскад походил на старый, однако, в центре него установили высокую трехстороннюю колоннаду из сердобольского гранита. Решив ее в "греческом" стиле, зодчий забыл, что мощным ионическим капителям должен соответствовать четкий ордер, который он свел практически на нет, желая выиграть внушительным аттиком. Между колоннами поставили 12 плоских чаш из каррарского мрамора, выточенных на Гранильной фабрике по рисунку самого Штакенштейдера. В июне 1854 года решили увеличить число колонн до 14. На следующий год, внутри колоннады устроили бассейн с бронзовой статуей Агапины, выполненной по модели Ф. Толстого. С внутренней и с внешней стороны цоколя установили 12 бронзовых маскаронов (в соответствии с чашами), выполненных по рисунку самого Штакеншнейдера. Сохранившихся львов поставили сзади. В таком виде он сохранился до 1941 года, а затем был взрован и разграблен фашистами. Группа архитекторов под руководством В. Бинге, разработала проект его воссоздания. Лишь в 2000 году его удалось вернуть к жизни. Позади Львиного каскада, на самом склоне находится мраморная скамья - памятник с бюстом царевны Александры - младшей дочери Николая I, умершей в возпасте 18-ти лет. Cкамья была поставлена после ее смерти в 1847 году, изготовленная скульптором П. Витали в стиле неоренессанс. |