одина из монплезирских пристроек

МОНПЛЕЗИР И ДВА БОКОВЫХ ФЛИГЕЛЯ

1714-23 гг, арх. Ж. Леблон, И. Браунштейн.

на моской террасе

центральная часть Монплезира. Морской фасад

Карта сайта

На главную

монплезирский ансамбль

"Строить забавные дворцы каменною изрядною архитектурною работою".

Указ Петра I за 1709 год.

И, хотя указ о строительстве "забавных дворцов" последовал в 1709, первые проекты Монплезира (мое удовольствие. фр.) появились лишь два года спустя, в 1711, это были рисунки, автором которых был Петр I, сам выбравший место для создания своего приморского детища. В частности, на одном из них будующий дворец должен был представлять в плане четырехугольник, с эркером на северной, морской стороне. И, хотя этот вариант не был исполнен, план интерьеров полностью воплощен в реальность.

Строительство же началось три года спустя. В 1714 году создали земляную насыпь, укрепленною кирпичной стенкой и откосом из дикого камня, сохранившегося и по сей день. В одном из склонов в последствии сделали сводчатый сток для окрестных фонтанов.

В 1715 году возвели стены и кровлю. А год спустя отштукатурили изнутри и приступили к лепным работам. В 1716 году, к приезду одного из создателей - Ж. Леблона - центральная часть была уже близка к завершению. Дворец возводился по проектам видных зодчих - Жана Леблона и Никколо Миккетти, этим, несомненно объясняется объединение двух направлений - парадности французской школы, принципам которой следовал первый, а так же легкости о обаяния итальянской школы, корифеем которой был второй. Проект внутренней планировки представил немецкий архитектор Иоганн Браунштейн.

В 1717 году возвели галереи. А год спустя облицевали стены Кухни и Секретарского кабинета. Над убранством дворца трудились многие заграничные мастера, Так, к примеру, известный французский скульптор Ж. Мишель и художник Филипп Пильман вместе со своими русскими учениками, художниками московской Оружейной палаты А. Захаровым, С. Бущевым и др.

Дворец был завершен в 1723 году, и Петр любил его больше всего Петергофа. В 1730-е годы в нем жила его племянница Анна Иоановна, затем его сохраняли, как петровскую реликвию. До наших дней он дошел практически без изменений. Правда, сильно пострадал после наводнения 1824 года, пришлось менять оконные рамы. Во время Великой Отечественной фашисты уничтожили дубовые филенки. А в Китайском кабинете сохранилась всего лишь одна картина и его живопись воссоздавали палехские мастера. Реставрация дворца была закончена лишь в 1965 году, кроме того, его заново покрасили к трехсотлетию. Ныне дворец Монплезир в полном параде и открыт для посетителей.

Композиция дворца, по законам петровского времени, подчинена четкой симметрии: небольшая центральная часть и две (на запад и на восток - длинные галереи (по 22м), завершенные люстгаузами - (веселый домик. нем). Есть версия, что с западного люстгауза сам Петр, который любил веселье, провожал подгулявших гостей к маленькой парковой скамеечке - шутихе, расположенной напротив, на другом конце монплезирского садика. И тех в миг освежало потоком струй - еще одна диковинка - фонтан-шутиха... Плоскости стен нарочно, на голландский манер, не отштукатурены, а покрашены красной краской с белоснежными прожилками кирпичей - своего рода, естественная рустовка импровизированных пиллястр, которые являются узкими промежутками между частыми окнами. А кладка люстгаузов и вовсе не окрашена - этот стиль, полтора века спустя после постройки Монплезира, был использован при постройке казенных зданий. Центральная часть и с севера и с юга имеет по пять осей, галереи со стороны парка - по 8, разграниченные тонкими, рустованными деревянными переборками с каменными базами. Кажется, что фасад сплошь состоит из стекла, что придает ему особую легкость. С морской же стороны окна расположены не так часто, широкие промежутки с внешней стороны, как на торцах люстгаузов, отображены нишами. В отличие от прочих парковых павильонов, Монплезир - сугубо одноэтажный и не имеет крыльца - пол начинается на уровне земной поверхности. В нем есть не только голландское - внутренняя отделка на английский момент обита вощенным дубом (отсюда и нынешнее слово "обои", в петровское время бумажных обой еще не было). Во дворце по тогдашней моде имеется Китайский кабинет - комната, оформленная в китайском стиле и содержащая коллекцию китайского фарфора. К слову сказать, в те поры у нас своего еще не было. Да и сама двухъярусная крыша с переломами и пространством, через который в центральный зал проникал общий свет - не напоминает ли со стороны китайскую пагоду. И, хотя в петровское время было модно увлечение иными державами, только Монплезир смог полностью отразитьсвойственную той поре прелесть и самобытность смешения элементов, размах эпохи и стремление, "ногою твердой встать при море". В сравнительно небольшой (Петр не любил больших павильонов и комнат), четырехугольной центральной части, в самом сердце расположен центральный зал, с боков которого, примыкают по три комнаты - на западе: Морской кабинет, Спальня и Секретарская, на востоке - Буфетная, Кухня и Лаковый (Китайский кабинет. Люстгаузы, галереи, Китайский и Секретарский кабенеты расположены на одной оси, образуя общую анфиладу.

Кроме того, с запада и с востока к Монплезиру примыкают два прямоугольных боковых флигеля, в 1719 году возведенных по проекту И. Браунштейна в связи с отсутствием во дворце жилых помещений. Западный назывался "палаты от Котлина острова" (Кронштадт), восточный - "палаты от Петербургской стороны", каждый имел по восемь комнат - чуланцев. Внутри флигеля были отштукатурены. Снаружи - тоже. Убраны без затей, с ритмичной рустовкой перегородок, с простыми наличниками окон. Покатые кровли обрамляли не дошедшие до наших дней деревянные балюстрады, на манер тех, что и по сей день завершают фасады галерей Монплезира. Год спустя подрядчик Неупокоев пристроил к западному флигелю еще два "чуланца". В летнее время до революции в них размещалось правительство. Флигеля сохранили первоначальный облик, а так же внутреннюю отделку и служат для устройства выставок. В настоящее время восточный флигель находится на реставрации.

 



Rambler's Top100
Hosted by uCoz