вид на фонтан  "Адам"

ФОНТАНЫ "АДАМ" И "ЕВА"

1716 - 26 гг., арх. Н. Микетти, И. Браунштейн, Т. Усов

на перекрестках Марлинской аллеи

статуя Адама

Карта сайта

На главную

ансамбль фонтанов "Адам и Ева"

"фонтанну и около нее садить липовые шпалеры"....

Указ Петра I за 1721 год.

Однако, еще в 1718 году мраморные статуи Адама и Евы были доставлены из Венеции, где они были выполнены по заказу Петра. Автор, Д. Бонацца сделал вольное повторение скульптур в Палаццо Дожей работы мастера эпохи ранессанса А. Рицци. Прибыв в Петергоф, образы первых людей заняли место на перкрестках Марлинской аллеи, где они стоят до сих пор. Правда, тогда под ними не было фонтанов, но они уже символизировали прародителей, первых людей новой России - Петра I и его жену Екатерину.

В 1721 году, под Адама, находившегося в восчной половине парка, решили сделать фонтан. Проект составлял Н. Микетти, и Петр одобрил его, правда, изменил наклон 16 дуговых струй, которые должны были бить из туфового основания пьедестала, а так же вместо круглого бассейна повелел сделать восьмигранный, что и было исполнено 2 года спустя под руководством И. Браунштейна. Гидротехническое устройство сделал П. Саулем, проведший трубу от восточного Квадратного пруда в Верхнем саду. На день открытия резиднеции новый фонтан был пущен, получив название в честь венчающей его статуи первого земного мужчины.

К фонтану "Ева" приступили два года спустя, после смерти Петра под руководством Т. Усова и "архитектурии ученика" И. Смита. Для сбора грунтовых вод, на уступе вырыли Евинский пруд. Осенью 1726 года фонтан был "опробован" водою. Его сделали сходным с Адамом, разнилась лишь статукя. В образе Евы, вдовствующая Екатерины изобразила себя первой женщиной на Земле. В 1740 году И. Бланк увеличил бассейны, так как вода стала наводнять парк. Пять лет спустя, дубовые пьедесталы стутуй заменили новыми. В 1822 году стенки басейнов выложили известняковыми плитами, а в 1899 у "Адама"(а семь лет спустя и у "Евы") их заменили гранитными. В таком виде фонтаны дошли до наших дней, являясь блоестящим примеров зодчества первой половины XVIII столетия. Исскуство петровского времени, как в свое время, и Адам на земле, было новым в России, но, в отличие от прародителей человеческого рода, держалось долго и упорно, лишь постепенно уступая местодругим направлениям.

 



Rambler's Top100
Hosted by uCoz