вид на Большой  каскад

БОЛЬШОЙ КАСКАД

1715-1724 гг., арх. Ж. Леблон, И. Браунштейн, Н. Микетти

на кстественном слоне, у подножья Большого дворца. Два семиступенныхбоковых ската по сторонам Большого грота, идущие от площадки Малого грота и центральный трехступенный скат, слиающийся в Самсоновский ковш.

Большой каскад. Восточная летсница.

Карта сайта

На главную

центральный ансамбль

Большой каскад (или "Большой грот с каскадами")- самое главное фонтанное сооружение вего Петергофа, не имеющее оналогов во всем мире и создавался, как триумфальный памятник победы в сражениях Северной войны и выхода в Балтику. Он выделяется мощью, композиционной целостностью, строгиой симметрией и богатым скульптурным декором (общее количество скулптурного обранства насчитывает 162 экземпляра). Его композиция во многом определилась еще при Петре.... Ширина Большого каскада уже при нем достигла 40 м (в связи с тогдашними размерами дворца), а боковых и цнтральной лестницы - 8 м.

Создание Большого каскада началось в мае 1715 года, очевидно, по поректу арх. Н. Фонтанны, тогда ковшу предполагалось придать прямоугольную форму. В марте следующего года в Петергоф прибыл Ж. Леблон, внесший многие измениение (по екго проекту ковш сделали округлым, была создана пятисводная аркада Большого грота и два стенных фонтана в нем:

.

На следующий год, по его проекту были выполнены каскадные лестницы и площадка Малого грота, у подножья центраьного слива установили свинцовые статуи Невы и Волховаи(основных рек того времени), 16 герм, 3 статуи в арках Большого грота, маскароны над ними, и фонтан Кольцо перед ним (будующая "Корзинка" что запечатлено на гравюре Растовцева за 1717 год:

С 1717 года работами руководили и. Браунштей и Н. Микетти.

В 1720 году подряд на отливку скульптуры взял английский купец Г. Томас, ему, в частности, пренадляежат барельефы всех 17 ступеней Большого каскада, а так же фигуры лягушек, сидящие над центральным скатом. В марте следующего года они былипоставлены на свои места. В 1721-24 гг были сделаны "стол с брызганьем" в Большом гроте, и водные сливы крайними его арками, это были первые петергофские шутихи. По легенде, Петр приводил сюда невежественнх дворян старшего поколения и предлагал им угоститься (на столе еще тогда лежали восквовые модели фруктов), и гостя, приняв их за настоящие, попадали под брызги и испугано крестились, так как еще мало привыкли к западническим новшествам. Тогда Петр утешал их, чтосдешняя вода - святая, а затем выводил их через арки, откуда на них вдруг сливался целый поток. Тогда же был оформлен и декорирован четырьмя мраморными бюстами и двумя маскаронами Малый грот. Внутри его отделали туфом, причем камням для потолка придали острую форму пещерных сталактитов. На уступах бокорвых лестниц установили 4 стаутуи и 5 "урн", по стронам центральной, возле лягушек - "борцов Боргезе" - символ неустрашимости русского народа, группы "Сирены" и "Наядым с Тритонами" на стенках ковша. И, наконец, устроены пешеходные лестницы по сторонам Большого каскадаю Собственно, он был готов уже летом 1723 года, на день открытия резиденции, 15 августа 1723 года он был пущен (иначе, какой был бы без него праздник?!)

В 1735 году посреди ковша (который называют Самсоновским) устанавливают фонтан "Самсон" ставший не только главным главной скульптурой Большого каскада, но и символом города, а год спустя, на площадке Малого грота появляется группа Тритонов, так же отлитапя по модели Б. К. Растрелли. Так сложился первоначальный облик Большого каскада. Поэтому, до конца XVIII столетия работы над ним стихают, лишь в 1763-89 гг, по проекту Ю. Фельтона и "зархитектора" (помощника) Я. Алексеева реставрируется Большой грот.

В 1799-1800 годах, известковые баллюстрады Большого грота заменили мраморными, деревянные пешеходные лестницы - гранитными. Рустовку, оформлявшую Большой грот, заменили более крупной.

В 1802-1806 по проекту А. Воронихина и моделям И. Шубина, М. Козлофского, И, Щедрина, И. Мартоса и др. - весь скульптурный декор воссоздали в бронзе, пополнив его новыми статуями. Отныне, внешние строны каскадных лестниц насчитывали 3 вазы и 7 статуй (3 из них установлены внизу, обрамляя вход на пешеходную лестниц, а внутренние - 3 вазы и 4 статуи. В таком колиестве они дошли до наших дней, и по ним видно, что мастера начала XIX cтолетия старались сохранить аллегорический язык петровской триумфальной символики. Пятдесят лет спустя возник вопрос об замене отделки Большого грота. В 1856 А. И. Штакеншнейдер предложил облицевать его финским ганитом и карррским мрамором, но получил отказ. Эклектики того времени прекрасно понимали, что в таком виде он будет вносить диссонанс в облик Большого дворца. В результате был принят проект Н. Бенуа. В 1859-60 годах, по его указаниям, стены Большого грота облицовывают туфом, в его нишах установил пять статуй, выполненных в петербургской мастерской Гамбургера, а на площадке перед ним вместо петровского "Кольца" устраивают фонтан "Корзинка". Во внутренних стенах каскадных лестниц пробвают по 5 арок, а боковые дуговые струи заменяют прямыми.

В таком виде Большой каскад дошел до наших дней. Разрушенный в годы Фашистской аккупации, он восстанавливался вплоть до 1980-х гг.

 



Rambler's Top100
Hosted by uCoz