<
одина из монплезирских пристроек

БАННЫЙ КОРПУС

1723-26 гг., арх. М. Земцов

три корпуса с восточной стороны ансамбля

банный корпус

Карта сайта

На главную

монплезирский ансамбль

Банный корпус примыкает к восточному флигелю Монплезира. Это - красное, одноэтажное, четырехугольное в плане здание с мансардной кровлей, с чуть выступающей центральной частью - имеет два одинаковых (западный и восточный) фасады, по пять осей. Здание было построено в 1865-66 гг., по проекту Э. Гана, однако его история восходит к началу XVIII cтолетия.

Не подалеку от него, в Петровское время находились жилые флигеля, возведенные в 1723 году по проекту М. Земцова. Но четверть века спустя, в 1748 году, Б.Ф. Расстрелли разобрал их и перенес один из них на место теперешнего Банного корпуса. Здание простояло более века, в 1865-66 гг. его перестроил известный архитектор - стилизатор Э.Ган, принмавший непосредственное участие и в других петерговских постройках. Таким он и дошел до наших дней.

Здание строилось, как баня для императрицы Елены Александровны, жены Александра II, страдавшей неизлечимой в те поры болезнью - чахоткой (по одной из версий это, в частности, и послужило причиной ее смерти. Тяжелый Петербургский воздух был вреден для здоровья императрицы, и на лето она выезжала в Петергоф, ибо свежий морской климат в сочетании с густой парковой зеленью считался полезным для ее здоровья. Это отразилось на внутреннем убранстве корпуса. Первая комната налево от входа со стороны Монплезирского садика (вестюбюль используют, как выстовку со стендом истории Монплезирского ансамбля) - Приемная, где на розовом диванчике (все интерьеры сохранили свое первоначальное убранство в стиле эклектики) - императрица принимала гостей. В обычное время, там находилась специально приставленная дежурная фрейлина.

Следующая комната - Туалетная с вычурным туалетным столиком у окна, выходящего в Китайский садик. Но, пожалуй, более всего привлекает то, что стены обшиты матовой зеленой тканью - один из приемов эклектики - а на верху она сходится складками, создавая ощущение солнечных лучей.

Самая большая комната - Мыльная, примыкающая к Туалетной и расположенная в центральной части здания. Посреди нее установленна холодная ванна с уходящими в низ ступенями, так, что в ней можно было встать во весь рост. С потолка спускается люстра, увитая стеклянными лозами и вьюнком - любимым цветком императрицы. Ее особенность заключалась в том, что по трубке подавалась вода (электричества в те поры еще не было распространено) и обдавала холодным душем. По методике тогдашних врачей, больную нужно было укутать в полотенце, а затем, при начале потоотделения, обмыть сперва в холодной ванне, затем в горячей (горячая ванна находится в соседней комнате - Купальне). Но вернемся к Мыльной. Напротив ванны, на задней стенке, висит зеркало, обрамленное фарфоровыми цветами работы немецких мастеров. Но установленный снизу фарфоровый столик доказывает, что и наши русские умеют делать не хуже.

И еще одна диковинка: в углу установлен шкаф с картинами, написанными на... фарфоре, дабы постоянная влажность их не испортила.

Пройдем Ванную, и попадем в Баню, где вместо традиционной каменки выложены чугунные ядра, - атракцион, пришедший в Россию со времен Северной войны, когда петровские солдаты мылись подручными средствами. Ведь на раскаленные камни принято брызгать водой, а валун может и расколоться (сам был однажды свидетелем), а гранитная крошка очень нежелательна для слабых легких императрицы.



Rambler's Top100
Hosted by uCoz