вид на Большой  каскад

ВОРОНИХИНСКИЕ, ИЛИ ФОНТАННЫЕ КОЛОННАДЫ

1800-03 гг., арх. А. Воронихин

Два одинаковых пропилея(семичастные галереи с двумя летсницами, завершенные двухэтажным купольным пилоном) по сторонам Самсоновского канала

портик Воронихинской колоннады

Карта сайта

На главную

центральный ансамбль

"галереи маленькие с каморками"....

Указ Петра I за 1721 год.

Воронининские колоннады были выстроены по проекту А. Воронихина (отсюда и название) - и представляют собой семичастные галереи, расчлененные парными колоннами коринфского ордера, обращенные к Большим партерам увенчанные легкой балюстродой, и имеют два спуска с выходом и на партеры, и на кана. Ступени украшены гранитными львами, вытесанными по модели И. Прокофьева государственным крестьянином Г. Копыловым, получившего за свю работу 1600 рублей, что более чем в три раза превысило доход самого скульптора. В облике этих львов заметно подражание египетским формам.... Галереи завершаются двухэтажным пилоном с золоченым куполом, из которого бьет бурунчик. Поток воды сливается из окна второго этажа и падает вниз, в полукруглый бассейн. На крыше галерей устроено 3 фонтана - чаши, причем центральный - двухъярусный. Из всех 3 бьет маленькая струйка. Вот почему колоннады называют Фонтанными. Величественные и прекрасные, они устроены на завершение Больших портеров, у истока Самсоновского канала, и таким образом, связывают эти два ансамбля, правда задняя строна отделана не столь парадно.

Однако, галереи на этом месте были задуманы еще Н. Микетти в 1721 году и отстроены на два года позже. Это были деревянные семичастные колоннады, завершенные "каморками". В апреле 1723 года, Петр приказал устроить в них по 7 фонтанов. По проекту М. Земцова (за вторую половину года) четыре из низ джолжны были быть мифологического содержания, а 3 - чаши на высоких ножках. В восточной галерее решили сделать музыкальный клокшпиль, что и было поручено "колокольному и игральному мастеру" И. Ферстеру. в 1724 году, Л. Каравак и Д. Соловьев исполнили плафон в одной из галерей. Другая галерея была расписана лишь 7 лет спустя А. Матвеевым.

В 1745 году, Б. Фирс поставил в западной галерее "егерскую штуку" - орган с фигурами собак, оленя, охотника, двух сатиров и 12 птиц. Орган приводили в движение водой, а звуки воспроизводили с помощью мехов (древний кузнечный инструмент, "насос", с помощью которого раздували горн).

9 августа 1800 года Павел I издал указ о перестройке галерей в камне, что и было исполнено в течение трех лет по проекту А. Воронихина, сохранившего общую композицию и придавшего им облик, в общем дошедший до наших дней, за тем исключением, что изначально стены были облицованы известняком, который, в 1854 году по проекту А. Штакеншнейдера, был заменен каррарским мрамором, обработанном на петергофской Гранильой фабрике. Потолки колоннд были украшены геометрической лепниной, а стены - мозаикой. Куполам придали более сферические очертания. В 1880 по проекту Э. Гана, своды куполов закрыли изнутри досками, устроив теперешний сток из окна второго этажа, осуществялемый прежде снаружи. В таком виде они дошли до наших дней, воссозданные в 1966 году А. Гессеном.

 



Rambler's Top100
Hosted by uCoz