ЮЖНАЯ ЧАСТЬ НОВОГО ПЕТЕРГОФА

от Санкт-Петербургского проспекта до привокзальной площади

Карта сайта

На главную

новый петергоф

Эта часть города - самая новая, она сложилась уже в царствования Николая I и Александра II и включает в себя казармы Уланского полка и вокзал "Новый петергоф"

КАЗАРМЫ ЛЕЙБ - ГРВАРДИИ УЛАНСКОГО ПОЛКА

При Николае I город особенно разросся, протянувшись на юг, за Санкт-Петербургский проспект. В 1827-1840-х годах к югу вдоль ул. Аврова (быв. Уланская) был создан комплекс казарм лейб-гвардии Уланского полка, дошедший до наших дней. Одним из первых зданий стал дом попутчика Струкова (Санкт-Петербургский пр., 11), воздвигнутый в 1827-28 годах по проекту В. Федосеева - помощником Росси. Компактное здание, увенчанное круглой башней, стало в последствии районным Дворцом бракосочетания. Напротив него (Санкт-Петербургский проспект, 13) находится двухэтажный дом командира Уланского полка, построенный уже позже, в 1840-х годах. Интересна и Гауптвахта (ул. Аврова, 26), построенная в это же время, она словно вырастает из глухой стены. Расположившийся по соседству манеж, стал завершающим штрихом в создании комплекса. Созданный уже в 1870-м году по проекту Г. Боссе, он весьма типичен для казенных построек того времени. При Александре II была мода на "кирпичный стиль", когда стены даже не штукатурили. В связи с его известной реформой, крестьяне, оторванные от земли, хлынули в город, что и послужило необходимостью наиболее быстрому возведению новых зданий.

ВОКЗАЛ ПЕТЕРГОФСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Петергофская железная дорога, была построена в 1853-57 на средства известного предпринимателя А. Штиглица, протянулась на 30 км от Петербурга до Нового Петергофа. До этого, с 1830-х годов, по Петергофскому шоссе ездил сухопутный паровоз. Однако, Петергоф разросся, пути пришлось провести в стороне от его главной магистрали, к югу от Александрийского парка. Короткая двухколейная дорога, созданная в самый разгар Крымской войны, приносила немалый доход своему владельцу, прибывшему на ее открытие 21июля 1857 года, случившееся в Петербурге. В 10 часов утра к перрону Балтийского был подан состав из 14 вагонов, в каждом из которых ехало по 20 "высокопоставленных особ". Спустя 1 час 10 минут поезд прибыл в Петергоф. А ведь в ту пору, и вплоть до Советского времени до Нового Петергофа всего было 3 промежуточных станции: Лигово с ответвлением на Красное село, Сергий (Володарская) Стрельна... Первоначально, пути заканчивались в Новом Петергофе, однако, с 1862-64 уже велись работы по продлению их до Ораниенбаума с промежуточной станцией в Старом Петергофе. 7 июня 1864 году по ним прошел первый ораниенбаумский состав. Между Старым Петергофом и Ораниенбаумом было 4 малых платформы против дачных поселков. Большой состав не мог так часто останавливаться, и от Старого Петергофа сразу после него подавали дачный поезд с большим двухэтажным вагоном. Правление железной дороги считало его "нештатной единицей", так как в нем допускались вольности: так, машинист, чтобы позабавить публику, бил мочальным кнутом по котлу паровоза и кричал: "Н-но! Поехали! Ку-ку!". За что состав и прозвали "Кукушкой". Билеты продавали студенты, жившие на окрестных дачах. Машинист и кондуктор были тоже нештатные.
Работы по продлению путей продолжались. 19 декабря 1872 году в Петербург прибыл первый состав из Таллинна. В Cоветское время, начиная с 1930-х годов, линия была электрифицирована, новые составы стали выше, вагоны удлинились, и ходить они стали быстрее. В связи с этим реконструировали старые платформы, а затем, по мере разрастания города, создали новые. Первый электровоз до станции Лигова пошел в в начале 1933 года, 6 сентября электрческую тягу протянули до Нового Петергофа, а 25 декабря - до Ораниенбаума. И все же есть версия, что электрификация линии числилась в проекте, утвержденном в 1910 годах.когда по шоссе пустили трамвай "Оранеллу", еще в первые годы Советской власти ходивший до самого Ораниенбаума.....
Вокзал "Новый Петергоф" создавался, как пышное завершение железной дороги. Так, в одном из своих проектов, его создатель, А. Бенуа, думал даже cделать его тупиковым. Здание вокзала создавалось в 1754-1857 году и было завершено к открытию Петергофской железной дороги. Под него заходили два пути, против которых с внутренней стороны устроили платформы. Решенное в готическом стиле, и увенчанное четырехъярусной башней, напоминающей кремовый фонтан, оно и по сей день радушно приветствует гостей, прибывших в столицу фонтанов, всем своим обликом подчеркивая ее блеск. Однако когда Н. Бенуа попросил у Штиглица 1,6 млн. рублей, чтобы украсить окна чугунными наличниками, владелец Штиглиц спросил: - А какая мне выгода? - Никакой, - честно ответил зодчий и денег не получил. Наличники остались каменными. В царское время в здании вокзала устраивались различные торжества. С тех пор оно дошло до наших дней без изменений, однако, очевидно с 1933 года, в связи с электрификацией линии, платформы удлинили, и поезда стали останавливаться снаружи. Старые плиточные перроны дошли до наших дней, и мы видим резкие перепад уровня. Разрушенный в годы Великой Отечественной Войны, вокзал вновь предстал перед нами в своем первозданном виде. Однако, входе последней реконструкции перронов, в связи с трехсотлетием Петербурга, асфальт заменили плиткой, зря убрав фигурные навесы, защищающие так же и от дождя.

 



Rambler's Top100
Hosted by uCoz